Зеркальный "Метод"

Стол, четыре стула и три цвета – белый, чёрный и красный. Несмотря на художественную лаконичность выразительных средств, создателям премьер-ного спектакля «Метод» по пьесе Жорди Гальсерана «Метод Грёнхольма» в Гомельском молодёжном театре удалось вовлечь зрителей в напряжённый психологический эксперимент. Действо на сцене побуждает не только пережить эмоциональный экшн, но и заставляет задуматься о том, чем мы жертвуем во имя эфемерного счастья. А ещё понять, как сочный апельсин может превратиться в выжитый лимон.

Постановка уже стала достаточно популярной, о чём говорит её успех у зрителей в 40 странах мира.

 

– Когда молодёжный театр предложил посотрудничать, то я представил на выбор три пьесы, – вспоминает о начале работы над спектаклем молодой режиссёр из Минска Виталь Кравченко. – В итоге определились на сюжете испанского драматурга, о котором мне ранее говорили, что он больше подходит для сцен в огромных мегаполисах. Многие просто боялись брать для воплощения эту историю. И то, что гомельские служители Мельпомены согласились пойти на своеобразный эксперимент – для меня очень хороший знак. Театр, который начинался с глубокой драматургии, с серьёзного диалога со зрителем в год своего 25-летия продолжает сложившуюся традицию.

 

И не только продолжает, но и вносит что-то новое: пред- лагает зрителю эксклюзивную форму и экспрессивную подачу. Трио исполнителей Сергей Артёменко, Владимир Титов и Ярослав Кублицкий, к которому попеременно будут присоединяться актрисы Ва- лентина Ильюкевич и Валерия Лагуто ввергает зрителей в эмоциональный экшн. Перекрёстный огонь их словесной дуэли разит всех и каждого.

 

– Вообще тяжело быть первопроходцем, но в этом есть и своя радость. Актуальный материал пьесы позволяет сделать акцент на самых болевых точках нашего общество, вскрывает язвы человеческого социума. Это нелицеприятно звучит, но надо смотреть правде в глаза, – настаивает, говоря о новой постановке, Виталь Кравченко. – В спектакле четыре главных героя борются на собеседовании за пост коммерческого директора. Если абстрагироваться от действа на сцене и посмотреть на нашу жизнь, то возникает вопрос: на что мы готовы ради достижения своей цели? Какие нормы морали готовы переступить? Многие думают: если сегодня не будешь сражаться за место под солнцем, то завтра ты просто не будет существовать. Борьба за выживание происходила всегда и сегодня она набирает не то, чтобы катастрофические обороты, но очень явно видна.

 

«Метод» предлагает зрителям стать свидетелями эксперимента. На время спектакля сцена и зал театра превратятся в фокус-комнату. Чтобы стать идеальным кандидатом на должность с внушительной зарплатой, надо отказаться от всего человеческого в себе, перешагнуть нравственные пределы. Процедура отбора превращается в жестокую психологическую пытку, за невинными на первый взгляд тренингами и тестами скрываются изощрённые манипуляции с человеческим сознанием. Кто победит? И может ли вообще в этой игре быть победитель?

 

– Это спектакль-зеркало, который позволяет зрителю, взглянуть на себя и задать вопрос: а правильно ли я поступаю в жизни? Хочется, чтобы люди увидели себя со стороны, – говорит Виталь Кравченко. – В постановке нет хороших или плохих персонажей, как и в жизни. Ведь, если мы посмотрим на себя, то найдём тысячу аргументов в оправдание того или иного нашего деяния. Никто не вправе клеймить и осуждать друг друга за тот или иной поступок. Потому что у каждого своя правда.

 

Узнать правду о себе можно будет, посетив премьерные показы 8, 18 и 26 июля.

 

Дмитрий Чернявский

 

"Гомельские ведомости" № 78 (3026), 8 июля 2017